Детский сад № 236

Предметно-игровая среда ДОУ

Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства.
В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

  • принцип открытости;
  • гибкого зонирования;
  • стабильности-динамичности развивающей среды;
  • полифункциональности;
  • принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего “Я”.

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме ЦЕНТРОВ природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы ЦЕНТРЫ экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. В ЦЕНТРАХ детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).
В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
Принцип открытости обществу и открытости своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий “Вот мы какие”, семейные альбомы.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в “семью”, “больницу”, “магазин”.
Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, “перерастает” ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкально-физкультурного зала, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.
Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Предметно – развивающая среда – это средство педагогического воздействия, позволяющее добиться положительных изменений в развитии игровой деятельности детей. К объектам предметно – развивающей среды относятся:
1.0бъекты для наблюдения и исследования способствуют развитию у детей навыков самостоятельной исследовательской деятельности, концентрации внимания и интуиции, формируют образное мышление. К данному классу объектов относятся:
* Комнатные растения;
К объектам для наблюдений могут относиться специально подобранные наборьг любых объектов окружающего мира и явления. Например, вода, если есть специально обустроенньгй уголок, позволяющий исследовать её свойства, или образцы минералов, если они ошлифованы и есть каталог, позволяющий отнести каждый из них к определенному виду. Тогда можно исследовать фактуру поверхности, вес, отдельные свойства и др.
2. Средства изобразительной деятельности способствуют развитию образного видения окружающего мира. Формируют операциональные навыки изобразительной деятельности. К этому классу объектов относятся:
* карандаши, фломастеры, краски, пастель;
* цветные мелки;
* альбомы с художественными иллюстрациями произведений искусства;
* различные образцы бумаги.
3. Конструкторы и другие средства моделирования объектов окружающего мира знакомят детей с основами конструирования, развивают творческие способности, позволяют исследовать устройство рукотворных конструкций. Они способствуют развитию мелкой и крупной моторики рук и их координации. Данный класс игрушек может быть следующим
* ЛЕГО (конструктор различной величины);
* кубики;
* строительные наборы;
* пазлы;
* мозаика;
* пластилин и глина;
* ножницы и бумага.

  1. Народные игрушки способствуют формированию у дет ей универсальных родовых психических способностей (сенсомоторной координации, произвольности поведения), а также приобщают их к истокам национальной культуры.
  2. Спортивные модули и игрушкислужат наиболее полному проявлению двигательной актив­ности детей, снимают напряжение и стрессы, укрепляют физическое и психическое здоровье. В помещениях групп это могут быть:
  • кегли, детский теннис, детские дротики и др.;
  • горки, сухие бассейны;
  • педальные машины;
  • мячи, прыгалки и др.;
  • качалки;
  • спортивные уголки и тренажеры.
  1. Крупные средообразующие модули служат своеобразной опорой мысли ребенка, поглощенного самодеятельной сюжетно-ролевой игрой. Способствуют формированию умений к наделению игровым значением нейтральных предметов в смысловом поле игры. Такая способность является основанием для развития теоретического и рефлексирующего мышления. Это:
  2. Сюжетно-ролевые игрушки и принадлежности к ним способствуют овладению ролевым поведением в различных жизненных а ситуациях и развивают коммуникативные  навыки. К ним относятся:
  3. Дидактические игры не являются самодеятельными, так как требуют знания правил. В этих играх дети развивают коммуникативные навыки, психические процессы. Игры могут носить познавательный характер и способствовать расширению кругозора.
  • мягкие строительные модули;
  • мебельный конструктор.
  • куклы;
  • машины;
  • резиновые игрушки;
  • принадлежности для игр.

Для реализации приоритетного направления ДОУ «Воспитание детей на традициях русской культуры» также создана предметно-развивающая среда этнокультурной направленности:

  • панно «Традиционный русский костюм» позволяет сразу погрузится в атмосферу нарядов русского человека, увидеть богатство и разнообразие стилей, индивидуальность подчерка; мини-галлерея «Природа Алтайского края» открывает неповторимый колорит Алтайской природы во все времена года; урало-сибирская роспись оформляет достижения дошкольного учреждения, стена сказок ненавязчиво способствует становлению мифопоэтической картины мира ребенка. Каждый центр легко трансформируется, перемещается, используется в совместной деятельности педагогов и детей.

Созданный совместными усилиями  педагогов и родителей, при консультативной поддержке специалистов – музеологов и этнографов музей – мастерская «Родная сторона» предоставляет возможность активного деятельностного общения детей и взрослых, в том числе и детей не посещающих дошкольное учреждение. Это всегда увлекательные встречи- путешествия в мир вещей и предметов, имеющих значение для жизни человека.

На территории дошкольного учреждения при помощи родителей и  жителей села созданы комфортные и безопасные условия пребывания дошкольников на воздухе, развития игровой, трудовой деятельности, двигательной активности. На каждом прогулочном участке имеется теневой навес (6 штук),   «Бабочкина поляна», которая включает детей в мир красок и цвета, в созидательную деятельность, обогащение палитры чувств, центр сказок позволяет осуществлять познавательные встречи более яркими, образными и интересными. В центрах «Сельский двор» и «Русский дворик» дети созидатели, творцы собственного варианта уклада русского быта, применение обретенных знаний в практической деятельности. Привлекает своей необычностью и красотой альпийская горка, позволяющая знакомить с разными видами растений и ухаживать за ними.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • пнпо
  • минпросв
  • право
  • акиац
  • инфосистемы
  • сервер гв
  • контент
  • надзор обр
  • дети онлайн
  • элуслобр
  • профсоюз
  • акипкро
  • госуслуги
  • Министерство образования и науки Алт
  • спас-экстрим
  • осовак
  • мои документы
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • нокро
  • фскн россии
  • уполномправа реб